Что такое управленческое консультирование?

Управленческое консультирование - это деятельность по оказанию независимых профессиональных услуг, носящих рекомендательный характер и помогающих руководителям и организациям в реализации организационных целей и задач путем разрешения управленческих и деловых проблем, выявления и использования новых возможностей, внедрения изменений и обучения.

Помощь и поддержка

Консультирование, в сущности, носит рекомендательный характер. Это значит, что, в принципе, консультанты не участвуют в управлении организацией и не принимают решения от имени руководства. У них нет полномочий принимать какие-либо решения или претворять их в жизнь. Они несут ответственность за качество и полноту своих рекомендаций; вся ответственность за выполнение этих рекомендаций полностью лежит на клиенте.

В консультировании понятие «рекомендация» имеет множество степеней и вариаций. Консультант должен уметь не просто давать правильные советы, но и знать, как, кому и когда их давать. Искусство консультанта состоит в том, чтобы «заставить выполняться вещи, за которые он не отвечает». В свою очередь, клиент должен научиться разговаривать с консультантом, пользоваться его рекомендациями и понимать, кто за что отвечает.

Независимость консультанта

Техническая независимость означает, что консультант имеет возможность формулировать техническую оценку и представлять рекомендации независимо от того, во что клиент верит или что желает услышать.

Финансовая независимость означает, что консультант финансово не заинтересован в действиях, предпринимаемых клиентом, например, таких, как решение инвестировать в ту или иную компанию или приобрести какую-то компьютерную программу. Желание получить от клиента дополнительные заказы не должно сказываться на объективности советов консультанта при выполнении текущего задания.

Административная независимость консультанта подразумевает, что консультант не является подчиненным клиента, и административные решения клиента не влияют на консультанта. Хотя это и не проблема в случаях, когда консультированием занимается независимая консультационная компания, но для внутреннего консультирования это может стать сложной, хотя и не такой уж непреодолимой проблемой.

Политическая независимость означает, что руководство и сотрудники организации клиента не могут влиять на консультанта, используя политические рычаги и связи, членство в политических партиях, клубах и т.д.

Эмоциональная независимость означает, что консультант сохраняет личную беспристрастность и объективность, независимо от проявлений дружеского участия, взаимного доверия, духовной близости и прочих чувств, которые существуют между ним и клиентом на момент получения задания или возникают в ходе его выполнения.

Консультирование как повременная услуга

Консультанта привлекают для решения конкретной проблемы или когда временно необходима дополнительная профессиональная поддержка. В любом случае консультационный проект имеет свое начало и конец.

Консультанты не только обладают достаточной квалификацией и опытом для решения поставленных задач, но и могут посвятить решению проблемы все свое внимание и время, а после завершения работы покинут организацию. Даже если взаимодействие клиента и консультанта дает отличные результаты и продолжается достаточно долго, за клиентом все равно остается право отказаться от дальнейших услуг консультанта.

Консультирование как бизнес

Консультационные фирмы продают профессиональные услуги, а клиенты, соответственно, их покупают. Консультационная фирма - это не только организация, оказывающая профессиональные услуги, но и коммерческое предприятие.

В связи с этим деятельность по выполнению консультационного задания должна быть прибыльной как с точки зрения клиента, так и с точки зрения консультанта. С точки зрения клиента, полученная польза должна превышать затраты на вознаграждение консультанта и прочие расходы по проекту, связанные, например, с оплатой рабочего времени персонала или приобретением нового программного обеспечения.

Чего не следует ожидать от консультирования

Можно привести множество примеров, когда консультанты успешно выполняли поставленные перед ними задачи, спасая фирмы клиентов от банкротства или вдыхая новую жизнь в угасающие компании. Некоторые консультационные фирмы заработали репутацию всемогущих, способных разрешить практически любую проблему управленческого характера.

Однако есть ситуации, когда никто не в состоянии помочь. И даже если шанс есть, глупо и нечестно ожидать от консультантов сотворения чуда. Кроме того, не следует думать, что можно переложить свои проблемы на плечи консультанта. Деятельность консультантов может значительно облегчить решение проблемы, но это никоим образом не освобождает клиента от обязательной ответственности за принятые решения и их последствия. Если - как это иногда бывает - консультант соглашается управлять бизнесом клиента и принимать решения от его имени, он перестает быть консультантом и выступает уже в ином качестве.

Как уже отмечалось, консультирование не обязательно должно являться основным родом занятий. Если консультант соответствует профессиональным критериям, то неважно, занимается ли он исключительно предоставлением консультационных услуг или же посвящает почти все свое время другому делу. Консультационную деятельность может осуществлять и преподаватель школы бизнеса, и ученый, и бывший руководитель. Кроме того, консультирование не обязательно должно быть внешним, если гарантируются его качество и независимость.